Фёдор Фёдорович Ласковский

22.06.1802 - 8.04.1870
Русский военный инженер, генерал-лейтенант, заслуженный профессор Николаевской инженерной академии
Связь с населенными пунктами с. Сергиевск
Биография

Фёдор Фёдорович Ласковский родился в Санкт-Петербургской губернии в дворянской семье в 1802 году. В 1819 году поступил на военную службу кондуктором 2-го класса в Санкт-Петербургскую инженерную команду, откуда был переведён в инженерную роту Главного инженерного училища. В 1820 году произведён в полевые инженер-прапорщики. В 1822 году окончил высший офицерский класс и был оставлен при училище, в 1824 году получив назначение преподавателем фортификации.

В 1832 году Ласковский назначен адъюнктом фортификации Императорской военной академии (с 1842 года — полный профессор). В Главном (с 1855 года Николаевском) инженерном училище он с 1835 года был наставником-наблюдателем фортификации офицерского класса, с 1853 года членом конференции и с 1858 года заслуженным профессором. В 1850 году произведён в генерал-майоры, в 1862 году — в генерал-лейтенанты.

Ласковскому было поручено преподавать фортификацию цесаревичу Александру Николаевичу (будущий император Александр II). Другому великому князю, Константину Николаевичу, Ласковский читал курс истории фортификации и военно-инженерного искусства в России, который в дальнейшем излагал также великим князьям Николаю Николаевичу и Михаилу Николаевичу и принцу Петру Георгиевичу Ольденбургскому.

«Материалы для истории инженерного искусства в России» — прижизненное издание заслуженного профессора Николаевской инженерной академии генерал-лейтенанта Федора Федоровича Ласковского (1801–1870). Окончив курс Главного инженерного училища в 1822 г., он занимал там же кафедру фортификации, кроме того, был профессором фортификации в Академии Генерального штаба и преподавателем наследника цесаревича Александра Николаевича, великих князей Николая, Константина и Михаила и принца Петра Георгиевича Ольденбургского.

Первая часть издания — «Опыт исследования инженерного дела в России до XVIII столетия» — содержит описание и критическое исследование оборонительных оград, рассматривается вопрос укрепленных монастырей и их значение в системе обороны России, отдельные главы посвящены атаке и обороне укрепленных городов, военным строителям. Также присутствуют пояснения к чертежам, указатель технических названий по инженерной и артиллерийской частям, географический указатель к тексту и чертежам.

Вторая часть — «Опыт исследования инженерного искусства в царствование императора Петра Великого» — включает описание войн с Турцией и Швецией, осад городов, повествует об образовании корпуса инженеров, системе обороны границ, способах укреплений, полевых окопах. Дополнения содержат летопись об осадах, не вошедших в общее исследование, журналы обороны и пр. В приложениях — табели о составе инженеров, извлечения из воинского устава о значении инженерных чинов.

Третья часть «Материалов…» — «Опыт исследования инженерного искусства после императора Петра I до императрицы Екатерины II» — повествует о пограничных линиях, крепостных сооружениях, полевых и временных укреплениях, переправах и военных мостах, осадном искусстве. В приложениях содержатся пояснения к чертежам, хронологический указатель наиболее замечательных событий по инженерной части, географический указатель к тексту и чертежам.

Карты, планы и чертежи к «Материалам для истории инженерного искусства в России» содержат планы городов, их оборонительных оград и башен, кремлей, крепостей и укре­плений, общие планы атак и осад, укрепленных пунктов, бастионов, редут, батарей, замков, внутренних и внешних построек крепостей и кремлей.

В трудах подробно рассматривается фортификация систем крепостей по рекам Сок и Самара

При составлении книги автор использовал много графических материалов из архивов Инженерного и Военно-топографического депо, отечественные летописи, официальные акты, записки иностранцев о России, специальные издания из частных и общественных библиотек, а также различные другие источники, что делает это произведение истинным памятником в области военной инженерии.

12:55
315